|
С 1947 года занятия вновь возобновились в здании бывшей гимназии им. Кекина. Все лето учащиеся по доброй воле делали в нем уборку. Директором школы в 1947г. стал Дьяков Иван Васильевич, вернувшийся с фронта. Завучами Бурдакова – Антонина Григорьевна и Куксова Нина
После окончания войны требования к учащимся повысились. Уже в 1944-45 учебном году были введены экзамены на аттестат зрелости. За успехи в учебе стали награждать учащихся золотыми и серебряными медалями
В 1948 году отличники учебы были награждены бесплатными путевками на экскурсии в города Москву, Ленинград, Краснодон (на 10 дней)
В 1948 году, перед самыми выпускными экзаменами, был арестован учитель математики Комаровский Иван Михайлович.
40-е послевоенные годы дали выдающихся выпускников. Это
-
доктора наук, профессора МГУ Голубцов Итэн и Воронин Эдуард,
-
дотор медицинских наук, профессор Хоромский Леонид,
-
Голышин Николай – доктор сельскохозяйственных наук, профессор,
-
Горлова Римма – кандидат биологических наук,
-
Милков Николай Павлович, Чеснокова Светлана Николаевна- заслуженные учителя школы РСФСР, учителя истории.
Какими были выпускники послевоенных лет? Целеустремленными. Они стремились получить прочные знания в школе, чтобы поступить в ВУЗы и военные училища, получить желаемую профессию. Они были трудолюбивыми, настойчивыми. Организованными, старались на уроках ни терять ни минуты зря. Любознательными, активными. С ними было трудно в том смысле, что они своими вопросами часто опережали программу, планы учителей, заставляли учителей работать много сверх программы. Но с ними было интересно, так как они охотно работали в кружках, изучали иностранные языки, занимались музыкой, готовили школьные вечера и праздники, комсомольские собрания, выпускали интересные стенгазеты. Юноши увлекались спортом.
В те трудные послевоенные годы они рано стали взрослыми, патриотами и интернационалистами, как их тогда воспитывали.
Они любили школу, уважали учителей, доверяли им.
Выпускница 1946 года, будущий учитель биологии в нашей школе, Толстикова Валентина Александровна, вспоминала: На всю жизнь осталось в моей памяти событие – вступление в комсомол. Вечер. Окна затемнены. Я перед всей комсомольской организацией школы отвечаю на вопросы Устава ВЛКСМ, отчитываюсь об учебе (училась на отлично и хорошо) и о событиях на фронтах. Идет Великая Отечественная война. Вступление в комсомол воспринималось как проверка на честность. правильность твоей жизни.
В 50- е годы, когда уже были в основном залечены раны войны и началась мирная жизнь, школа ожила и расцвела.
Обстановка в школе 50-х годов очень напоминала обстановку во второй половине 30-х годов: «школа – родной дом». Учащиеся помогали создавать учебные кабинеты. Отличными помощниками педагогам были ученические организации самоуправления. Старшеклассники получили самостоятельность, для младших школьников они были примером, пользовались авторитетом. Выпускникам этих лет запомнились школьные вечера, на которых непременно играл духовой оркестр воинской части под управлением капитана Сафьянова.
Валентина Александровна Толстикова вспоминает, что в то время когда она пришла работать в школу, в пятидесятые годы, напротив здания был школьный сад, в котором росли яблони, вишни, калина, смородина.
Наш школьный сад имеет солидный возраст. В период с 1947 по 1950 гг. на заросшем бурьяном, крапивой, лопухом пустыре, был заложен фруктово-ягодный сад студентами Ростовского педагогического техникума. Из года в год закладывались аллеи из фруктовых деревьев и кустарников. В центре сада были разбиты цветники. Это был прекрасный, эстетически благоустроенный зеленый уголок. Жители Ростова любовались красотой цветения сада, слушали пение птиц, которые обрели в саду свой дом. Ежи, которых переселили в сад, почувствовали себя хозяевами. А сколько сад давал яблок, вишен, черной смородины, малины, магазины г. Ростова с большим удовольствием принимали дары сада и торговали ими.
Перед школой действовал фонтан.
Очень интересно проходили в школе новогодние вечера – маскарады. В школу пропускали только в карнавальных костюмах. Городская молодежь горела желанием попасть в школу на вечер, т.к. в нашей школе всегда играл воинский духовой оркестр. Этот праздник проводился 31 декабря. Новый год встречали в школе и учителя и ученики В карнавальных костюмах были все! Многие в костюмах литературных героев В подготовке этого праздника большая заслуга Тюниной Марии Николаевны.
В 50- е годы летом организовывались дворовые пионерские отряды. Комсомольцу-старшекласснику поручалось в течение 2-3 недель организовать детей из 5-6 домов. Они собирались, читали книги, готовили самостоятельные концерты для жителей этих домов, ходили на экскурсии, на реку, озеро.
В эти годы зародилась традиция – ежегодное проведение вечеров встреч с выпускниками школы.
В эти годы школа работала в две смены. В 1955 году и в 1956 году выпускалось по семь 10-х классов. В 1956 году была отменена плата за обучение в старших классах. В середине 50-х годов по многим предметам были выпущены новые учебники.
С 1952 года директором школы стал Леонтьев Валентин Владимирович. (перед ним несколько месяцев была директором Малоземова Вера Николаевна). И.В. Дьяков был снят с работы якобы за то, что он утаил в анкете, что его отец был священником.
В середине 50-х годов уходят на заслуженный отдых учителя, которые работали в школе с 20-х годов.
Обновляется педагогический коллектив, приходят молодые учителя, в том числе и выпускники школы:
Смирнова Александра Николаевна (история)
Шумяцкий Алексей Сергеевич (физика)
Согласнова (Лашкова) Инна Константиновна (физика)
Голубева Галина Дмитриевна (история)
Сметанина (Макина) Нина Николаевна (история)
Козлова (Воронко – Толстикова) Валентина Александровна (химия)
Шеина Нина Алексеевна (математика)
Бабаев Леонид Александрович (черчение, рисование)
Примером в работе для молодых учителей были:
Орлов Алексей Сергеевич (математика)
Ошанова София Михайловна (история)
Гуськова Капитолина Петровна (русский язык и литература)
С конца 50-х годов старшеклассники на весь сентябрь, а иногда и на первую неделю октября, уезжали в колхозы на уборку урожая. Работали по 8 часов с перерывом на обед.
Жили в деревне, в домах колхозников по 3-5 человек. Хозяйка дома готовила обед, продукты получали в колхозе. На воскресенье ездили домой, иногда пешком преодолевали 15-20 км.
Учебный год становился короче, учебный план тот же. В конце учебного года, весной все классы собирали макулатуру и металлолом.
Лебедева Нина Александровна – учитель пения и руководитель школьных хоров вспоминала: «Уроки – есть уроки, но главным для меня был хор. Это трудно передать словами, когда чувствуешь первые гармонические аккорды, созданные из детских голосов… В аккомпанемент вкладывал душу наш баянист Виктор Константинович Путилов. Наши хоры, особенно комсомольский, создавал весь коллектив учителей школы. Почти на каждое занятие к нам заглядывал В.В. Леонтьев – директор школы, Куксова Н.З. – завуч школы. После упорной и долгой работы зазвучали и «Вальс «Березка», «Полонез Огиньского» и «Данко» Брамса (2002 г.)
В 1958 г. хор состоял из учащихся пяти 10-х классов. Учащиеся постоянно выступали с концертами на предприятиях города и в воинской части.
Стремление к получению знаний, добрые отношения друг с другом, уважение учителей характерно для всех выпусков 50-х г.г.10 кл.«Б» выпуска 1951 года и 10 кл.«Е» выпуска 1955 г. не теряли связь со своими классными руководителями: Смирновой А.Н. и Малоземовой О.И. более 30 лет. Они писали им, присылали семейные фото, звонили, навещали в праздники.
|
|
|