Страница обновлена 20.03.2019

Профориентационная работа

Информация для выпускников 8-11 классов гимназии

Советы психолога при выборе профессии

Типичные ошибки при выборе профессии:

1) Недостаток информации. Человек может иметь неправильное представление о своих способностях. Иногда заниженное, чаще завышенное. Так же зачастую молодые люди мало информированы о содержании будущей профессии.

2) Выбор профессии под давлением родителей. Не последнюю роль в искажении выбора играют взрослые, формируя у детей предубеждения против некоторых профессий.

3) Выбор из соображений «престижа». Но «престиж» — понятие относительное. Сто лет назад профессия шофера считалась более престижной, чем профессия актера.

4) Выбор профессии «за компанию». Помните, что не существует двух одинаковых людей. Вы выбираете образ жизни на долгие годы жизни, а не компанию для пикника.

5) Отождествление интереса к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией. У каждого из вас есть любимые учителя, которые любят и знают свой предмет. Такие люди передают не только знания, но и свое отношение к предмету. Как ни странно, в этом случае вы тоже рискуете ошибиться в выборе профессии. Школьные годы пройдут, любимого учителя рядом уже не будет, а дело, которое виделось таким привлекательным, может оказаться чужим и неудобным.

6) Выбор профессии под влиянием прочитанной книги или увиденного фильма. Люди, подверженные чужому влиянию, не имеющие своих взглядов, чаще, чем нужно, следуют чужим советам. На них влияет все: телесериалы, советы случайных людей, мода.

Подготовка к поступлению. Советы абитуриентам

Выбор будущего образования – дело не одного дня. Однако получить диплом с одной и той же специальностью можно в нескольких разных вузах с совершенно разным качеством. Поэтому знакомиться с теми заведениями, где планируется дальнейшее обучение, лучше начинать заранее. Особенно если вы конкурентоспособны, то есть рассчитываете получить на ЕГЭ высокие баллы.

№1. Обязательно выясните сроки подачи документов в каждый конкретный вуз (они часто не совпадают). Зайдите на сайт вашего планируемого учебного заведения и, уточнив последний срок подачи документов, где-то обязательно его зафиксируйте, чтобы не забыть.

№2. Решите для себя, в какой форме вы будете подавать заявление: лично, заказным письмом или в электронном виде. Не во всех вузах практикуется приём заявлений в электронном виде, поэтому выясните это заранее, чтобы не остаться в итоге без заявления. Если решите подать лично, уточните часы работы приёмной комиссии.

№3. Узнайте, какие именно предметы необходимо сдать для поступления. Разница может иногда заключаться всего в одном предмете, но будет обидно, если вы его не сдадите во время процедуры прохождения ЕГЭ.

№4. Если вы родились и живёте совсем в другом городе, то имеет смысл уточнить наличие мест в общежитии, чтобы заранее знать, где придётся жить. Выбирая место жительства, нужно также учитывать удалённость от того корпуса, где непосредственно будут проходить занятия, чтобы потом не тратить на дорогу слишком много времени.

№6. Зайдите на форумы студентов, чтобы получить представление об атмосфере, царящей в учебном заведении. Если студенты с восторгом говорят о преподавателях, пусть даже упрекая в том, что чересчур "загружают", то значит, это хороший знак. Там, где студенты жалуются на академизм, скуку и занудство преподавателей, не слишком правильный подход к обучению.

№7. Для молодых людей существенным признаком должно стать наличие или отсутствие военной кафедры.

№8. Обратите внимание на лицензию и аккредитацию. Наличие лицензии у учебного заведения подтверждает его право на осуществление учебной деятельности и реализацию образовательных услуг. Свидетельство о государственной акккредитации ВУЗа или колледжа – это, в первую очередь, документ, подтверждающий факт успешного прохождения процедуры контроля качества за уровнем оказываемых образовательных услуг со стороны государственных органов надзора и контроля.

Государственный или негосударственный?

Главным недостатком негосударственных вузов является только платное обучение. Конечно, сейчас, когда бюджетные места сокращаются с каждым годом, а конкурс растёт в геометрической прогрессии, многим не приходится рассчитывать на бесплатное обучение и в государственном вузе.

Диплом негосударственного вуза пока не у всех работодателей заслуживает внимания, так как все подобные заведения созданы не так давно и не имеют пока на рынке труда хорошей репутации. Однако подобные заведения славятся вниманием к изучению языков, а также международными стажировками.

Интернет-ресурсы по профориентации

http://resurs-yar.ru/shkolnikam_i_abiturientam/

Правильный выбор профессионального будущего является одним из главных решений в жизни каждого. Задуматься о своем профессиональном будущем и приступить к его проектированию следует уже сейчас. Данный раздел поможет тебе в этом.

https://www.ucheba.ru/prof

Учёба.ру — это самый большой каталог учебных заведений и программ в России и за рубежом.

На сайте представлены все школы, колледжи, вузы и другие учебные заведения, образовательные программы и инструменты для их поиска и сравнения. Вы можете выбрать интересующую вас специальность, сравнить программы государственного и частного образования, узнать стоимость обучения и условия поступления, ознакомиться с вариантами дистанционного или заочного обучения, выбрать куда можно пойти учиться после 9 или 11 классов и многое другое.

https://proforientator.ru/

Сайт центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии». На сайте можно найти информацию о профессиях (Какую профессию выбрать? На кого пойти учиться после 9 или 11 класса? Насколько будет востребованной профессия в будущем?), а также пройти профориетационные тесты.

http://atlas100.ru/

Сайт «Атлас новых профессий» поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям.

https://proektoria.online/

Авторы лучших сценарных разработок проведут свои уроки в рамках образовательной программы Форума совместно с экспертами и лидерами ключевых индустрий.

https://propostuplenie.ru/

Помощь поступающим абитуриентам ВУЗов. Поиск института, университета, академии в каталоге бюджетных (бесплатных), коммерческих (платных), очных, заочных, вечерних, государственных, технических, гуманитарных, педагогических, юридических, медицинских, военных ВУЗов, с военной кафедрой и не только.

http://www.znaem-mozhem.ru/

Профессиональное образование для лиц с ОВЗ

 

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Профессиональная ориентация – это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект – это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/412720/img1.gif

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности (Бердюгина Е.Д., методист МОУ МУК).

 

Информация о целевом наборе в ВУЗы в 2019 году

Полезные ссылки