Страница обновлена 10.11.2017
Музейный маршрут  
                    

 

В гимназии довольно часто бывают иностранные гости из Америки и Англии, из Германии и Франции, их Финляндии. Для них проводим обзорные экскурсии с переводчиками- учителями иностранных языков. В настоящее время сделаны переводы и готовим учеников для проведения экскурсий на языке гостей гимназии.

Экскурсия (читать) и  ее перевод на английский язык (читать).

Музейные маршруты

Музейный маршрут Папка экскурсовода

Обзорная экскурсия (русский  язык), 

"По  музею гимназии"  Видеоряд

"Об архитектуре гимназии"

  

"Путешествие по десятилетиям истории Ростовской гимназии" (история школы и ее сегодняшний день),

папка экскурсовода

"Первый директор гимназии и его педагогичсекая деятельность"

"Выпускник гимназии Вячеслав Бандорин"

"Наука о звездах"


Музейный маршрут

"Первый директор гимназии и его педагогическая деятельность"

Технологическая карта экскурсии

Название экскурсии: Первый директор гимназии и его педагогическая деятельность

Длительность (час): 35-40 минут

Возраст детской группы: учащиеся начальной школы и среднего звена. (7-14 лет)
Автор-разработчик: ученица 10 кл. гимназии имени А. Л. Кекина Алеся Прядилина.

Краткое содержание экскурсии:

Мы стоим у мемориальной доски. Прочитаем, что на ней написано. Рассмотрим барельеф.  В прошлом году исполнилось 150 лет со дня рождения первого директора гимназии С.П.Моравского.

-А где у нас находится большой портрет Сергея Павловича?

-На втором этаже.

Туда мы с вами и направимся. 

Рассмотрим портрет.

-  Что можно сказать по этому портрету о человеке?

-…

Да, серьёзен, целеустремлён, интеллигентен. Давайте представим: вот он идёт по дубовому паркету (а именно по нему он ходил)  второго этажа и заходит в кабинет директора. Кабинет, кстати, на том же месте и дверь его нам хорошо видна..

А подробнее узнаем о первом директоре, подойдя к стенду и рассмотрев его внимательно (10 шагов вправо).

  С. П. Моравский родился в 1866 г в Киеве. В школе он учился хорошо и особенно любил  иностранные языки. Знал он 10 языков и свободно мог на них говорить. Но в старших классах гимназии увлёкся историей. Поступил в Московский университет на исторический факультет. Работы студента Моравского отличались от других глубиной и отличным слогом. Из- за материальных трудностей ему пришлось работать ещё  будучи студентом. Он преподавал по вечерам в двух московских гимназиях.  Благодаря его трудолюбию и старанию он стал одним из лучших педагогов – историков .  

  Когда был объявлен конкурс на должность директора в мужской, вновь открываемой гимназии в Ростове Ярославском, Сергей Павлович принял участие в нём и выиграл этот конкурс.   

  В 1907 году он переехал в Ростов Великий, где стал возглавлять новую мужскую гимназию. Это была 8-ми классная классическая гимназия. Цель её -готовить к поступлению в университет.  Сначала гимназия разместилась в приспособленных для этого помещениях. Но надо было ещё построить здание ! Сергей Павлович принимал активное участие в этом: тщательно изучив чертежи и планы здания, сделанные архитектором П.А. Трубниковым, он внес целый ряд пожеланий и замечаний, которые впоследствии были учтены. Например, по его совету была построена астрономическая обсерватория.

  И вот в 1910 году было возведено великолепное здание, в котором должны были учиться 700 гимназистов.

  Здесь учились мальчики с 8 лет. Обучение длилось 7 лет. В 1-й класс гимназии принимались дети, "умеющие читать и писать по-русски, знающие главные молитвы, из арифметики – сложение, вычитание и таблицу умножения".

  Гимназический устав гласил, что "в гимназии и прогимназии обучаются дети всех сословий, без различия звания и вероисповедания". Бедным ученикам, отличавшимся успехами в учебе и поведении, давалась ежегодная стипендия.

  В здании гимназии было расположено 18 классных комнат, 15 учебных и других кабинетов, 2 аудитории: одна – на 300 человек, другая – на 75 человек, актовый зал, два рисовальных класса, три рекреационных зала-коридора, гимнастический зал, два столовых зала.

  Моравский руководил всем учебным процессом и сам вел уроки истории. Его главной задачей было пробудить интерес к изучаемому предмету и развить в учениках научное мышление с помощью наглядных пособий – таблиц и картин. Важное значение он придавал нравственному, духовному и эстетическому развитию. В гимназии бала прекрасная библиотека.  Сергей Павлович сделал обязательными уроки пения и рисования. Позже был организован хор и даже оркестры – струнный и духовой.  Сами преподаватели тоже играли на музыкальных инструментах и давали концерты. Сергей Павлович играл на скрипке.

  Экзамены были ежегодно, устные и письменные. Окончившие курс в гимназии получали аттестаты зрелости, открывающие доступ во все высшие учебные заведения.

  Чтобы следить за здоровьем гимназистов, в школе был организован «врачебный надзор». Гимназический врач Леонид Яковлевич Богданов регулярно проводил обстоятельный осмотр учащихся, присутствовал  на  уроках, обходил квартиры учеников, которые жили не с родителями, а на съёмных квартирах. Он лечил на дому всех заболевших учеников. Врач присутствовал почти на всех педагогических советах гимназии. Специально приглашали зубного врача и окулиста.

 Все было сделано так, чтобы ученики чувствовали себя комфортно. Моравский следил за исправностью оборудования, начиная с парт и кончая учебными пособиями, обсерваторией . Но главное, чтобы ученики не уставали. Для этого перемены проводились на свежем воздухе, где были большие площадки, а зимой заливался  каток и возводилась горка.

  Неимущие освобождались от платы за учебу и бесплатно пользовались горячими  завтраками.

 Проводились многочисленные экскурсии на местные предприятия, по окрестностям Ростова на лыжах и велосипедах и более длительные экскурсии – по России и даже за границу.

  Для учеников открывали различные кружки любителей природы, астрономии и физики. В гимназии был организован ряд научных обществ, в частности, Общество по изучению Ростовского края. Помимо этого в большой аудитории гимназии устраивали литературные вечера, посвященные русским писателям. Часто проводили музыкальные вечера и любительские спектакли, в которых участвовали и гимназисты, и преподаватели.

  Созданная С.П. Моравским гимназия была одной из лучших мужских гимназий в России.

  В 1995, в год 85-летия гимназии, на ее здании были открыты мемориальные доски основателям гимназии , в том числе и  С.П. Моравскому.  А улица, на которой располагалась гимназия, была переименована в улицу  Моравского.

  А сейчас пройдём в музей, где я вам покажу последнюю фотографию директора и его вещи.

  Вот чернильница Сергея Павловича, а это его труды – книги. Вот и последняя фотография.  Всё это у нас есть в музее благодаря его дочери – Александре Сергеевне. Вот она( фотография на стенде) на открытии мемориальной доски в 1995 году.

  Гимназисты – активисты музея следят за могилой первого директора, наводят порядок. Вот фоторепортаж  из Борисоглебского района, где захоронен Сергей Павлович Моравский. Вы , ребята, тоже можете стать активистами нашего музея. А  сейчас пока ответьте на  мои вопросы:

1.Сколько было лет С.П.Моравскому, когда он стал директором?

2.Какой  школьный предмет  он вёл в гимназии?

3. На каком инструменте играл первый директор?

4. Какая вещь в музее принадлежала лично С.П.Моравскому?

5. Где он захоронен?

 Маршрут экскурсии:

От мемориальной доски в честь С.П.Моравского через парадный вход на второй этаж к  его большому портрету, потом к стенду в честь 150-летияМоравского и в музей гимназии .

Участки переме-щения по маршруту

Места остановок

Объект показа

Дли-тель-ность

Основное содержа-ние информа-ции

Указания по организа-ции

Методичес-кие указания

1

2

3

4

5

6

7

1.У входа в здание гимназии

Централь-ный вход

Мемориаль-ные доски

7 мин

О создании мемориаль-ных досок в честь основателей гимназии, о переимено-вании улицы

не выходить на проезжую часть, в зимнее время не подходить близко к зданию из-за опасности схода снега с крыш

Показ (демонстра-ция)

Рассказ (комменти-рование, объяснение)

2.На второй этаж по парадной лестнице

Второй этаж, у большого портрета С.П. Моравского

Портрет  С.П. Моравского

3 мин

О меценате Кекине и история его завещания. Доростовс-кий период жизни Моравского, годы учебы, увлечение педагогикой.

В здании школы соблюдать тишину, следовать указаниям экскурсово-да, не перебивать, не убегать и  не отставать от группы

Показ (демонстра-ция, зрительная реконструк-ция, переключе-ние внимания)

Рассказ (описание комментиро-вание, рассужде-ние, характерис-тика)

3. Вправо на 10 шагов к стенду

У стенда в честь 50-летия С.П. Моравского

 

 

 

 

Фотографии на стенде

18 мин

История создания гимназии, новаторство деятель-ности Моравского – педагога, взаимоотно-шения гимназистов и преподавате-лей, о нравствен-ном, физическом и эстетичес-ком воспитании в гимназии.

В здании школы соблюдать тишину, следовать указаниям экскурсово-да, не перебивать.

 Показ (демонстра-ция, сравнение).

Рассказ (цитирова-ние, комментиро-вание).

4.По второму этажу в музей

Школьный музей

Экспонаты и документы школьного музея, связанные с С.П. Моравским

7 мин.

Вывод о личности С.П. Моравского, о значении его пед. деятельнос-ти

Соблюдать тишину, не трогать руками экспонаты

Показ (демонстра-ция, сравнение, приём локализа-ции).

Рассказ (описание, характерис-тика)