Меню сайта
                    

 

Ростовская мужская гимназия была построена на средства купца Алексея Леонтьевича Кекина.
22 июня 1908 года состоялась торжественная закладка здания. Автор проекта здания – московский архитектор Павел Алексеевич Трубников.


Все строительные работы взяла на себя Петербургская фирма «Кучер-Солун». (на экране вы видите строительство в самом начале и уже почти готовое здание)
Кекин А.Л.3 августа 1910 года гимназия была принята в эксплуатацию. 5 октября 1910 года, в день именин А. Л. Кекина, состоялось торжественное освящение здания и открытие гимназии.
С тех пор днем рождения гимназии, судя по многочисленным письмам и телеграммам в день годовщины от бывших учеников и преподавателей гимназии, считается 5 (18) октября.
В здании гимназии было расположено 18 классных комнат, 15 учебных и других кабинетов, 2 аудитории: одна – на 300 человек, другая – на 75 человек, актовый зал, два рисовальных класса, три рекреационных зала-коридора, гимнастический зал, два столовых зала . Всё здание трёхэтажное, рассчитанное на 720 человек учащихся. К нему примыкает трёхэтажный корпус для квартир администрации гимназии (сейчас здесь учится начальная школа нашей гимназии) и сзади дом для служителей.


Директором гимназии еще в начале строительства был назначен Сергей Павлович Моравский. Он вошел в состав строительной комиссии. По его совету была построена астрономическая обсерватория.
Это была мужская 8-ми классная классическая гимназия. Цель таких гимназий -готовить к поступлению в университет.
В построенном здании должны были разместиться 700 учеников и пансион на 120 учеников. Правда, в нашей гимназии до революции обучалось меньше учащихся, чем было положено по проекту:
В гимназии учились мальчики в возрасте от 8 до 10 лет. Обучение в гимназии длилось 8 лет. В 1-й класс гимназии принимались дети, "умеющие читать и писать по-русски, знающие главные молитвы, из арифметики – сложение, вычитание и таблицу умножения". В каждом классе полагалось не более 40 воспитанников.
Гимназический устав гласил, что "в гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания".. Бедным ученикам, отличавшимся успехами в учебе и поведении, давалась ежегодная стипендия. При гимназии с разрешения министра народного просвещения был учрежден пансион (что-то типа интерната при школе, где учащиеся жили). . В пансион принимались только воспитанники четырех младших классов гимназии. Старшие воспитанники могли проживать на съемных квартирах, если приехали из села или из других городов.


Учебный год продолжался с 16 августа по 1 июня, около 240 дней.. Зимние каникулы ("вакации") продолжались две недели, а летние каникулы у гимназистов в то время были менее продо-лжительными, чем у нынешних школьников, и продолжались всего шесть недель.
Воскресенья и дни великих православных церковных праздников являлись неучебными днями. В годы 1 мировой войны в здании разместили лазарет для раненых и учиться стали в 2 смены.
Зимой по распоряжению директора в 7 часов утра вывешивались флаги, чтобы объявить гимназистам, будут ли занятия: при морозе в 20 – до 25° на всех городских водозаборных будках, а при морозе в 25° и более – на городской каланче.


Какие предметы преподавали:
От современного набора предметов прежний набор отличался наличием Закона Божия, греческого и латинского языка. Арифметика, алгебра и геометрия не выделялись в отдельные предметы, а были объединены уроком математики.
Обучение в гимназии было платным. Оплата составляла 50 рублей в год, для жителей Ростова – 20 рублей из этой суммы платил город. Неимущие освобождались от платы за учебу, бесплатно пользовались горячими завтраками и бесплатно ездили на экскурсии в Москву, Петербург, по Волге, в Крым и даже за границу.

 

Гимназия была и тогда обеспечена всевозможными наглядными пособиями — стенными картинами, картами, таблицами, моделями, картинами для волшебного фонаря и для стереоскопа и пр. Особенно много их было для уроков природоведения, географии и истории.

 

Экзамены были ежегодно устные и письменные. Выдержавшие с успехом экзамены награждались похвальными листами и книгами. Окончившие курс в гимназии получали аттестаты зрелости, открывающие доступ во все высшие учебные заведения.

 

Педагоги: Директор гимназии  утверждался министром народного просвещения. Вторым лицом в администрации гимназии был инспектор – помощник директора по учебной и воспитательной части. В штат гимназии входили преподаватели, воспитатели, законоучитель (преподаватель Закона Божия), врач и письмоводитель. При гимназии в соответствии с Уставом, действовали попечительский, а также педагогические, воспитательные и хозяйственные советы.

 

В Ростовской гимназии работал квалифицированный педагогический коллектив. Многие из них, когда уехали из Ростова в начале 20-х годов, стали профессорами высших учебных заведений Москвы и других городов.
Чтобы пригласить в гимназию лучших педагогов, директор искал их в других школах и даже других городах и добивался для них от городской думы повышенного жалованья.
Среди педагогов были: 

  • С 1907 г. дьяк Евлампий Дмитриевич Богословский (Ярославская Духовная Семинария) – пение.
  • С 1907 г.законоучитель, священник Николай Иванович Чуфаровский (Ярославская Духовная Семинария) – Закон Божий.
  • С 1907 г. преподаватель русского языка Василий Владимирович Казанцев. (Московская Духовная Академия со степенью кандидата богословия )
  • С 1907 г. преподаватель математики Алексей Павлович Косминков (Московский Университет)
  • С 1907 г. преподаватель географии и природоведения Федор Захарьевич Чембулов (Новороссийский Университет физико-математический факультет отделение естественных наук) .
  • С 1907 г. Елизавета Федоровна Судьбинина ( Московское Училище Ордена св. Екатерины) французский язык.
  • С 1907 г. Елена Георгиевна Лопатина ( В С. Петербургская Васильевская женская гимназии, специально-педагогические классы С. Петербургских женских гимназий) немецкий язык.
  • В.П. Покровский- преподаватель русского языка, погибший в 1-ю Мировую войну. Евгений Андреевич Мороховец-учитель истории.
  • С 1907 г.Александр Иванович Звонилкин (Строгановское Центральное Художественно-промышленное Училище с званием ученого рисовальщика) рисование и чистописание
  • С 1908 г. Николай Александрович Ивановский (Московская Духовная Академия) латинский язык
  • С 1909 г. Александр Яковлевич Кремер ( Московский Университет)- математика
  • С 1910 г.Федор Антонович Палице– немецкий язык.
  • С 1910 г. Абдулла Ибрагимович Девишев- гимнастика.
  • С 1910 г.Анатолий Константинович Фон-Траубенберг Московский Университет- – русский язык
  • С 1911 г. Протоиерей Александр Васильевич Троицкий (Петербургская Академия) – Закон Божий.
  • С 1911 г. Федор Андреевич Вознесенский (С-Петербургский филологический институт)- – латинский язык
  • С 1911 г. Вадим Феофанович Мальчевский ( Московский университет)-история
  • С 1911 г. Людвиг Фобиянович Жюлья – французский язык

Преподаватели гимназии постоянно повышали свою квалификацию. Известно, что учитель рисования А.И.Звонилкин (он написал тот портрет Моравского, который вист у нас в коридоре 2 этажа) знакомился с новыми методами преподавания своего предмета на летних курсах рисования и живописи в Петербурге. А.И.Девишев в 1910 году принимал участие в учительском семинаре ручного труда в Швеции. Ф.З Чембулов – преподаватель географии знакомился с постановкой учебного дела в Бельгии и Англии.
Директор Сергей Павлович Моравский был учителем истории.
Наша гимназия входила в состав Московского учебного округа .
В гимназии все делалось для того, чтобы ученики не переутомлялись, но работали с интересом..

 

В гимназии был организован внимательный врачебный надзор за здоровьем учащихся. Гимназический врач Леонид Яковлевич Богданов– был квалифицированным и добросовестным доктором. Он регулярно проводил обстоятельный осмотр учащихся, присутствовал в гимназии во время уроков, а также обязательно обходил квартиры учеников, которые жили не у родителей, лечил на дому всех заболевших учеников. Врач присутствовал почти на всех педагогических советах гимназии.


 В гимназии для учеников были организованы горячие завтраки, причем дети бедных родителей завтракали бесплатно. Молоко для завтраков возили из Белогостицкого монастыря.

 

Перемены по возможности проводились на открытом воздухе; во дворе гимназии были устроены 2 большие площадки для игр, зимой на них – каток. На переменах устраивались общие игры: лишний, крепость, колдуны, великаны, масло, юла-коровка; зимой заливали ледяную гору. Много занимались спортом.


В гимназии обязательными для всех учеников были уроки рисования и пения. Желающие из учеников могли заниматься лепкой, что они делали с удовольствием в воскресные дни в гимназии. Был организован хор и оркестры, на первых порах – балалаечников, а потом – духовой и струнный.

 

Проводились многочисленные экскурсии на местные предприятия, по окрестностям Ростова на лыжах и велосипедах и более длительные экскурсии – по стране и даже за границу. Выпускники гимназии 1913-1914 учебного года ездили в сопровождении своих преподавателей в Швейцарию и Германию.

 

В гимназии был организован ряд научных обществ, в частности, Общество по изучению Ростовского края, различные кружки (астрономический, лепки, физический и др).
Здесь была хорошая фундаментальная библиотека. Гимназисты читали книги очень охотно.

 

Ученики издавали много разных своих журналов, и не только старшие классы, но и младшие. В большой аудитории гимназии устраивали публичные литературные вечера, посвященные русским писателям: Некрасову, Никитину, Гаршину, Льву Толстому и др. Публичные вечера в гимназии привлекали большое внимание и посещались горожанами. Устраивались и музыкальные вечера, и любительские спектакли, в которых участвовали и гимназисты и преподаватели. Часто приглашали и профессиональных артистов. Не раз приезжали Собинов и Шаляпин. В гимназии организовывали циклы публичных лекций по самым разнообразным вопросам, причем приглашались обычно лекторы из Москвы и Петербурга.

 

Стали регулярными воскресные собрания. На эти собрания приходили все желающие из учеников и большая часть преподавателей. Здесь они проводили по нескольку часов в совместных занятиях и развлечениях по собственному выбору: занимались фотографией, рисованием, лепкой, музыкой, пением
В гимназии действовали следующие обязательные правила:

  1. Каждый учащийся, находясь вне стен своего учебного заведения, обязан иметь при себе ученический билет с обозначением на нем имени, отчества и фамилии, учебного заведения и класса.
  2. Прогулки учащихся по улицам, площадям, садам и бульварам и т.д. разрешались в летнее время до 10 часов вечера, зимнее и осеннее – до 8 часов вечера.
  3. Форменная одежда для учащихся обязательна. Смешанная форма, как то форменная фуражка и штатское пальто допускаются в особо уважительных случаях

В гимназии были отменены специальные надзиратели. Педагоги считали, что порядок зависит не от строгости наказания, а от самодисциплины учащихся и уважения к персоналу гимназии.
Были установлены следующие наказания:

  1. выговор, 
  2. удаление из класса, 
  3. стояние в классе вместо сидения, 
  4. оставление после уроков, 
  5. сообщение родителям о проступке учащегося, 
  6. лишение права участвовать в общей игре во время большой перемены.

В 1914 г. гимназия сделала первый выпуск.
Ее первые выпускники стали известными в городе людьми.
В 1990 в год 80-летия гимназии на ее здании были открыты мемориальные доски основателям гимназии Кекину А.Л. и Моравскому С.П.