Меню сайта
 
       
 

Основные проблемы дезадаптации обучающегося на различных образовательных уровнях

Понятие «школьная дезадаптация» используется для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей разного возраста в связи с обучением в школе.

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребёнка к школе в форме нарушений учёбы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Проблемы адаптации обучающихся к средней школе связаны с одной стороны с особенностями самих школьников (возрастными и индивидуальными), с другой стороны с действиями и отношением к ним взрослыми участниками образовательного процесса (родителями и педагогами).

Особенностью обучающихся этого возраста является доминирование эмоций, подчиняющее себе всю психическую жизнь ребёнка, в том числе «работу» психических процессов. Эти особенности могут проявляться в «эмоциональной усталости», проявляющейся в раздражительности, капризах, скандалах, плаче и т.п. Общее положительное отношение к себе и представление о своих возможностях, не основанные на реальных фактах, приводят к снижению самооценки в конкретной области деятельности.

Для решения этого вопроса необходима ориентация детей на выработку объективных критериев успешности и неуспешности, стремления проверить свои возможности и находить (с помощью взрослых) пути их развития и совершенствования.

Индивидуальные особенности детей (повышенная медлительность или импульсивность, робость, чрезмерная чувствительность к замечаниям и т.п.), к которым приспособился учитель начальных классов, неожиданно становится «камнем преткновения» в средней школе.

Нередко педагоги и родители зачастую одновременно и «овзросляют» пятиклассников, считая, что они должны быть самостоятельными, организованными, и подчеркивают их «детскость», что создает двойственность, противоречивость отношений и системы требований, которая усваивается школьниками, быстро научающимися манипулировать взрослыми с помощью этой двойственности.

Особенностью этого адаптационного периода является его длительность – 4 – 6-е классы, то есть 10 -12-летний возраст. Такой длинный интервал выделен в связи с тем, что необходимо избежать совпадения двух кризисов, один из них – возрастной, а другой связан с ошибками в организации обучения (условно-педагогическим кризисом).Основной проблемой при переходе из средней школы в старшую является вопрос социально-психологической адаптации к новому коллективу.

Эта проблема может возникнуть при переходе в другую школу, в параллельный класс или в ситуации, когда обучающийся остается в своём классе, но туда приходят другие ученики.

Она имеет два аспекта: первый заключается в приспособлении к новому коллективу, новым социальным условиям, требованиям и т.п.

Второй определяется возможным изменением своего социального статуса.

Это связано с тем, что средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким (после 9 класса уходят чаще всего слабоуспевающие ученики).

В результате бывший отличник может неожиданно для себя оказаться средним или даже слабым учеником, а бывший «твердый четверочник» – неуспевающим.

Результатом потери привычного статуса в группе ровесников могут являться изменение самооценки, отношения к себе, происходит разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя.
Часто это ведёт к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную высокую самооценку, привычное отношение к себе за счёт искажения субъективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении аффективных реакций, возникает то, что называется социально-психологической дезадаптацией.

Другая встречающаяся проблема 10-го класса – установка на продление моратория детства. После напряженного 9-го класса с его заботами и проблемами завершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу, а также в преддверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления в высшее учебное заведение многие юноши и девушки «расслабляются», они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается к спорту, досугу и т.д.

Для многих такой мораторий просто необходим как отдых, как передышка. Более того, опыт такого широкого и разнообразного взаимодействия с окружающей действительностью имеет огромное развивающее значение в этом возрасте. Это хорошо лишь как временное явление.