Меню сайта
                    

 

ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА -ВЫПУСКНИКИ ГИМНАЗИИ:

Еремин Борис Дмитриевич
Тулупов Константин Павлович
Давыдов Александр Дмитриевич

Выпускники нашей школы 1940-го и 1941-го годов мечтали о счастливом будущем. Война помешала сбыться их мечтам.
Многие из них ушли на фронт, как и педагоги школы и не вернулись домой с войны.


Погиб директор школы Буянов Николай Никанорович, другой директор – Воронин Сергей Александрович пропал баз вести в 1942 году.
Многие юноши были взяты в армию из 10 класса. Многие уходили на фронт добровольцами. Среди них было немало девушек, которые служили связистками, медсестрами.
В здании школы был размещен эвакогоспиталь № 1385.
Оборудование школы, наглядные пособия, приборы были перевезены в помещения Ростовского Кремля. А учились школьники сначала в нескольких неприспособленных помещениях, затем для занятий было предоставлено здание бывшей Мариинской женской гимназии (сейчас это здание архива).


Директором школы стала Соловьева Анна Александровна, преподаватель физкультуры. Завучами Бурдакова Анастасия Григорьевна и Шеина София Александровна.
Город был в прифронтовой полосе. Его не бомбили, но часто в небе можно было увидеть самолеты со свастикой, летевшие на Ярославль. Все окна в школах и домах были завешаны шторами, приготовленными из плотной черной бумаги, или темными шалями. По вечерам в городе было темно: ни в одном окне не было света.
«Все для фронта, все для Победы!, – под таким девизом жила вся страна, в том числе и школа.


Помимо учебы юноши-старшеклассники рыли противотанковые рвы в 9 километрах от города, ходили туда каждый день пешком.
В конце лета и осенью работали на уборке урожая в колхозах, работали до заморозков, иногда получая за свою работу несколько килограммов зерна. Младшие школьники собирали в поле колоски.


Выпускница 1947 г. вспоминала: «Мы были отправлены на работу в колхоз. Это было довольно далеко от города в деревне Алевайцино. Девочек поселили в одном доме, а мальчиков в другом. Работали мы «до белых мух». Больше всего запомнилась работа на молотьбе. Нам, городским, эта работа была в диковинку, да тяжеловата. Молотилка глотала снопы, как прожорливое животное. Скирда была огромная, только успевай поворачиваться. А тут еще надо разрезать жгут на снопе, прежде чем скинуть его барабан молотилки. Одни подавали снопы, другие оттаскивали отходы. Все в пыли, грязные, уставшие, добирались до своего пристанища. Иногда работали и вечером при свете фар трактора. А мальчишкам приходилось дежурить ночами у тракторов. Уставали очень.


После работы собирались все в одном доме. При свете «коптилки» рассказывали страшные истории, особенно старались мальчишки, чтобы напугать девчонок. Много смеялись, было весело. Пели песни, рассказывали содержание прочитанных книг, просмотренных фильмов. Очень любили игру «Угадай город», загадывали загадки. Вечер проходил незаметно, все забывали об усталости. Старались помочь друг другу, отвлечь от грустных и тяжелых мыслей о погибших отцах и братьях. Это происходило в сентябре. Но вот в октябре начались заморозки. Было трудно утром из промерзшей земли выбирать морковь или картофель. Под неярким дневным солнцем мерзлые глыбы превращались в грязь. Руки были все ободраны, появлялись цыпки, боль вызывала слезы. И ревели украдкой от боли. Пальцы распухали, становились похожими на сосиски. Но работу не бросали. Впервые мы не только заработали себе на обеды, но и получили заработанное на трудодни. Нам выдали горох, пшеницу и рожь. Получали мы это богатство в зимние каникулы, привезли домой на саночках. Довольны были очень. Ведь помогли не только колхозу, но и своей семье.


Никогда не жаловались на трудности. Переносили все тяготы жизни, и радовало нас то, что мы помогаем своим трудом фронту.
Нам приходилось трудиться и в учебное время. Разгружали машины с дровами, пилили бревна (а ведь они были тяжелые, сырые), мальчики кололи дрова. Дрова разносили по всем трем этажам к печам, а потом топили эти печи сами. Убирались в классах, мыли пол.
Летних каникул почти не было. Учащиеся вместе с учителями работали на торфянках – сушили торф, который использовался для работы электростанций, для отопления домов и школы. Еще собирали лекарственные травы.


Вспоминала Коткова Людмила Николаевна: « Нас было три сестры, и всем родители хотели дать образование, а работал один отец. Помню, что очень хотелось есть. В школе выдавали по 50 г. черного хлеба, иногда – пончик. Летом с классом ходили собирать в поле колоски, набирали каждый по 3-4 кг. В садах д. Шугорь, Поддыбье собирали ягоды (черную смородину). Но самой тяжелой работой летом, кажется в 8 или в 9 классах, была работа на торфоразработках за озером, в Тряслове. Работа была тяжелая: мы на носилках носили торфяные сырые кирпичики, укладывали их для просушки. Жили там же.
Помню, как весной и осенью ходили и собирали металлолом, кости, бумагу. Сажали деревья, в том числе и около школы».


Я занималась в кружке немецкого языка, пела в хоре. В госпиталь я ходила, но не с песнями, а с узлами белья, которое мать ремонтировала бесплатно. Раненых было очень много, и домохозяйкам давали общественную нагрузку: рваное постельное и нательное белье надо было зашить, что бы оно еще послужило. В этом я тоже помогала маме, и госпиталю тоже

Учащиеся школы были частыми гостями в госпитале, который располагался в здании гимназии, давали концерты для раненых, писали письма родственникам тех бойцов, кто сам не мог этого сделать.


В школе родной, где госпиталь был
Бывали мы только в гостях:
Читали стихи, стирали бинты,
Раненым, фронтовикам.


Школьницы тех лет вспоминали: «Шили кисеты, вышивали их, клеили конверты из обложек тетрадей, собирали чистые листы бумаги для писем, обвязывали носовые платки. Старались хоть чем-то порадовать своих подшефных. Стирали бинты, телогрейки, зашивали на телогрейках прорехи, оставленные осколками и пулям.


Учеба в школе в годы войны была очень трудной. Работала школа в две смены. В классах было холодно, сидели в пальто. Отопление было печное. Старшеклассники, учителя ездили в лес за дровами, топили печи дежурные по классу.
Учащиеся получали в школе 50 г. черного хлеба, его в класс приносили дежурные из школьного буфета. Иногда на этом кусочке было немного сахара.


Хлеба кусок – грамм пятьдесят,
Что приносили в класс.
Завтрак такой в трудные дни
Нас согревал не раз


Часто во II смене выключали электричество в целях экономии электроэнергии и светомаскировки (чтобы город в темноте не был виден с воздуха). Тогда на уроке сидели при свечах, которые учащиеся приносили из дома.
Учебный день начинался с физической зарядки на школьном дворе (в любое время года). Во всех классах, начиная с 5-го, преподавалось военное дело. Вел этот предмет Петр Петрович Фоманде.


Но несмотря на военное время в школе работали танцевальный кружок (рук. Волкова – Соловьева Роза Дмитриевна, ст. пионервожатая), ансамбль струнных инструментов (рук. Комаревский Иван Михайлович, учитель математики), литературный кружок (рук. Тюнина Мария Николаевна, учитель литературы).
Мария Николаевна в будущем известный краевед. Литературные вечера, новогодние карнавалы, к которым готовили костюмы, вечера литературных героев – все это проводил драматический кружок, который она вела.


Школьникам тех лет запомнились Ершова Галина Константиновна. Она окончила школу в 1937 г., стала учителем литературы, вела драматический кружок. Учебный год завершался показом спектакля. В конце 9 кл. на сцене Большой аудитории были поставлены «Цыганы» (по Пушкину). В конце 10 кл. – спектакль о выпускниках «Воробьевы горы».


Аракчеева Екатерина Александровна, учитель физики, начала работать в школе в годы войны, приехала в Ростов из Ленинграда, пережив там блокаду.. Много самодельных приборов было сделано под её руководством для проведения лабораторных работ.
Педагоги, как и учащиеся, собирали посылки для бойцов Красной Армии, писали письма, ходили по госпиталям (их в Ростове было3) и читали раненым книги и газеты, проводили беседы с населением. В виду крайней нужды в топливе школьные работники принимали участие в заготовке дров и добыче торфа.

Окончание войны и победа породили огромный подъем в советском народе. Все верили в лучшую жизнь, стремились учиться и работать как можно лучше. Ведь многие наши соотечественники погибли ради своей страны и своего народа.